Грунт левкас в иконописи.
Левка́с — в иконописи это название грунта, представляющего собой меловой, размешанный на животном клее с добавлением льняного масла и меда для пластичности. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную иконную доску.
Название левкас - от греческого “leukos” — белый.
Перед нанесением грунта, доска, предварительно проклеиваются раствором столярного клея или желатином. По высыхании на доску наклеивается паволока (марля, серпянка или плотная льняная ткань). Паволоку смачивают в клее, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают на доску так, чтобы под паволокой не образовались воздушные пузыри. Затем ее тщательно разглаживают руками, а края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски. По высыхании паволоки приготавливают и наносят левкасный грунт, который отличается значительной прочностью и долговечностью.
Сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои.
Левкас после высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.